Самое прекрасное — это когда нужна поддержка сайта, а ты сидишь с телефоном
в руке и ЗНАЕШЬ, чей номер набрать! т. +7 831 4637611 моб. +7 910 3820622Айтишник РУ Нижний Новгород, Симферопольская, 21
A+ A A-

Резервное копирование сайта на Joomla 2.5

Одной из задач администрирования сайта является его постоянное резервное копирование. Конечно, многие хостеры ежедневно проводят резервное копирование клиентских сайтов, но как говорится «На Бога надейся, а сам не плошай». К тому же весьма неплохо иметь у себя на локальном хостинге актуальную версию сайта. Да и независимость от хостера не помешает - мало что с хостером может произойти. В этой статье описывается настройка и автоматизация пользовательского создания резервных копий с помощью компонента Akeeba Backup.

Последняя стабильная версия, на момент написания статьи была Akeeba Backup Core3.4.3, которую можно скачать по следующей ссылке. Существует две версии Akeeba Backup: Akeeba Backup Core, распространяемая бесплатно и Akeeba Backup Professional, распространяемая по подписке, стоимость которой от 50$ в год. В этой статье описана работа с бесплатной версией. Для работы компонента требуется версия PHP не ниже 5.2.

И так, входим в панель управления сайтом и переходим в "Менеджер расширений".

joomla 1.7 менеджер расширений

В секции «Загрузить файл пакета» нажимаем на кнопку «Обзор» и выбираем ранее скачанный установочный пакет. Затем нажимаем «Загрузить и установить».

joomla 1.7 установка Akeeba Backup

Можно установит Akeeba Backup и другим способом, используя прямую ссылку в секции «Установить из URL». Но это будет связано с дополнительным риском. В процессе установки может произойти сбой связи, и пакет будет скачан и установлен не корректно. По-моему устанавливать пакет первым способом гораздо надежнее.

После успешной установки мы увидим следующее сообщение:

Backup Joomla

Очень хорошо! Компонент установлен. Таким же образом скачиваем по этой ссылке и установливаем русификатор. Затем переходим в меню «Компоненты» и выбираем Akeeba Backup. Откроется окно обновления конфигурации Akeeba Backup.

Akeeba Backup первый запуск

Первые две опции: «Включить откат системы к точке восстановления» и «Включить уведомления по электронной почте об обновлении компонента» недоступны в бесплатной версии. Последняя бесплатная версия с этими возможностями была 3.3.5 – она пока ещё доступна для скачивания на сайте разработчика. Сейчас эти возможности присутствуют в коммерческой версии компонента. Вкратце скажу, что откат системы – это очень полезная возможность. Не нужно восстанавливать весь сайт после каких либо неудачных действий, достаточно просто откатить его к точке восстановления. Естественно, что точка восстановления должна уже существовать. Опять же следует понимать, что под точку или точки восстановления, так же как и под резервную копию требуется некоторое файловое пространство.

Функция уведомления об обновлении компонента добавляет удобство для администратора сайта, но не более того.

По-умолчанию, предлагается запустить «Мастер настройки», который автоматически настроит компонент в соответствии с настройками сервера. Сразу же «мотаем себе на ус», что при обновлении компонента «Мастер настройки» запускать не стоит. Я думаю, что ознакомившись с настройками программы впоследствии лучше выключить «Мастер настройки», тем более что его всегда можно запустить из панели управления Akeeba Backup. Ну что ж, посмотрим работу «Мастера» - нажмём «Применить».

Akeeba Backup работа мастера настройки

Мастер проделает несколько тестов и настроит компонент. После успешного тестирования можно сразу же сделать резервную копию, но мы сначала перейдём в панель управления Akeeba Backup, чтобы ознакомиться с настройками. Нажимаем на кнопку «Панель управления» в верхнем левом углу.

Akeeba Backup панель управления

В верхней части панели управления Akeeba Backup есть быстрое меню. Оно состоит из четырех ссылок: «Настройка», «Начать резервное копирование», «Управление резервными копиями», «Просмотр журнала». Все эти ссылки дублируют кнопки с аналогичными названиями. Ниже меню расположена секция переключения профилей. Профили нужны для создания различных видов резервных копий. Т. е. одному профилю можно назначить полное резервное копирование сайта, а в другом профиле настроить бэкап, исключив из него какие либо файлы или таблицы MySQL.

Ниже расположена секция основных операций. Она состоит из восьми кнопок. Первая кнопка - это кнопка мастера настройки. Если после манипуляций с настройками компонента перестали создаваться резервные копии и были забыты изначальные настройки, то можно запустить «Мастер настройки» и он вернёт их в первоначальный вид.

Следующая кнопка – это «Менеджер профилей». Здесь задаются названия дополнительных профилей, если они нужны. Если хотите поэкспериментировать, то создайте тестовый профиль и «поиграйте» с настройками.

Следующая кнопка – это собственно «Настройки».

Настройки Akeeba Backup

Большинство настроек интуитивно понятно. Понятно, что в настройке «Папка для сохранения резервных копий» указывается путь к директории с резервными копиями. По умолчанию это папка /administrator/components/com_akeeba/backup, расположенная в корне нашего сайта. С помощью кнопки «Просмотр» можно изменить путь к папке с резервными копиями. При указании пути можно использовать следующие переменные: [DEFAULT_OUTPUT] – папка по умолчанию, [SITEROOT] – корневая папка сайта и [ROOTPARENT] – папка уровнем выше корневой папки сайта. В большинстве случаев удобнее использовать переменные, так как при восстановлении из резервной копии в ту же директорию или при переносе сайта с локального хостинга на публичный хостинг, не потребуется менять эту настройку. Напишем [DEFAULT_OUTPUT].

Уровней журналирования пока всего два: «Вся информация и отладочные данные» и «Ничего». Если создание резервных копий отлажено, то журналирование можно выключить, в противном случае лучше оставить в значении по умолчанию. Оставим пока значение«Вся информация и отладочные данные», а после создания нескольких резервных копий отключим журналирование.

Имя файла резервной копии можно сформировать, включив или отключив переменные: HOST (имя хоста, сайта), DATE (дата создания резервной копии вида ГГГГММДД) и TIME (соответственно время создания). Например, напишем [DATE]-[HOST].

Тип резервной копии подразумевает: или копирование всего сайта, или копирование только базы данных сайта. Оставляем пока значение по умолчанию – копирование всего сайта.

Включать опцию «Использовать фреймы (IFRAMEs) вместо технологии AJAX» имеет смысл, только если, при попытке создания резервной копии процесс прерывается, как пишет разработчик, «странными ошибками». Оставляем отключенной.

Включать следующую опцию рекомендуется, если по какой либо причине невозможно использование временной папки сайта на хостинге. По-моему в этой опции нет большой нужды и её тоже не включаем.

Дополнительные настройки оставляем по умолчанию. Новичку их настраивать не стоит. Пока изменять «Способ архивирования» мы не будем. Об его изменениях будет упомянуто ниже в этой статье.

Следующая группа настроек – «Квоты». Здесь можно настроить ограничение на количество и размер резервных копий. Настройка «Сохранять устаревшие записи» позволяет ввести квоту на количество резервных копий, файлы которых были удалены. Эти записи отображаются на странице «Управление резервными копиями». Если вы хотите, чтобы отображались записи обо всех созданных бэкапах даже, если их файлы удалены, то поставьте ноль. Оставим 10.

Первые опции «Включить квоту на размер» и «Величина квоты» определяют ограничения для всего архива резервных копий. Вторые опции с теми же названиями определяют ограничения для одной резервной копии. Включать квоты на размер полезно, так как в один прекрасный день можно исчерпать дисковое пространство, отведённое под сайт или получить огромную резервную копию, которую сложно передавать по медленному каналу связи. Следует так же учитывать, что даже если резервная копия состоит из нескольких частей, то квота не будет рассчитывать часть резервной копии как отдельный файл. Величина квоты подбирается эмпирически и зависит от «веса» сайта и свободного хостинг пространства.

Тонкие настройки относятся к времени выполнения этапов создания резервной копии. Минимальное время выполнения нужно для обхода блокировок против DoS-атак. Максимальное время (тайм-аут) выполнения задаётся с целью предотвратить возможные зависания на промежуточных этапах создания резервной копии. Последний же временной параметр определяет, насколько консервативным будет компонент, когда пытается избежать тайм-аута. Скажем так – это погрешность максимального времени выполнения. Вот и все настройки создания бэкапа.

Теперь создадим резервную копию. Следующая кнопка в панели Akeeba Backup как раз для этого и предназначена. Вообще же запустить создание резервной копии можно несколькими способами: по ссылке из быстрого меню, по кнопке в панели управления компонента и по кнопке в панели управления Joomla, которая появилась после установки Akeeba Backup.

Akeeba Backup значок в панели управления сайтом

Судя по надписи на кнопке, нам таки требуется резервное копирование. Ну а раз так, то приступим. Перед этим замечу, что по умолчанию подразумевается создание резервной копии один раз в сутки. Т. е. если резервное копирование проводилось более суток назад, то статус кнопки в панели управления Joomla будет "Требуется резервное копирование"

Окно создания резервной копии Akeeba Backup

Всё, что нам нужно, так это нажать кнопку «Начать резервное копирование!». При желании можно поправить «Краткое описание» и если нужно, написать «Комментарии к архиву». Краткое описание вы будете видеть в окне «Управление резервными копиями». Комментарий пригодится при установке какого-нибудь модуля или компонента. Например: «До установки AdminExile» или «Первая резервная копия».

Процесс создания резервной копии Akeeba Backup

Во время создания резервной копии лучше ограничить себя в работе с клавиатурой и мышью, если у вас активно окно браузера, в котором отображается процесс создания резервной копии.

Akeeba Backup успешное окончание бэкапа

После удачного резервного копирования перейдём в «Управление резервными копиями». В этом окне мы будем видеть резервные копии. Последняя резервная копия по умолчанию будет находиться вверху списка. Для каждой записи указываются: ID копии, краткое описание (если был комментарий, то рядом с описанием будет показан информационный значок с всплывающей подсказкой-комментарием), дата и длительность создания резервной копии, статус процесса (если всё хорошо, то увидим ОК), источник запуска процесса резервного копирования (мы запускали из Админки), тип резервной копии (в нашем случае «Копирование всего сайта»), профиль, размер бэкапа и его имя. Причём есть возможность скачать резервную копию с помощью браузера, хотя это и не рекомендуется с точки зрения безопасности и целостности резервной копии. В руководстве по быстрому старту такое скачивание резервных копий называется простым, но не рекомендуемым. Рекомендуемый способ я описал ниже.

Выйдем по стрелке в панель управления Akeeba Backup. Следующая кнопка называется «Просмотр журнала». Записи в журнале нужны для отладки, решения проблем с созданием резервного копирования. В окне просмотра нужно выбрать источник резервной копии. В нашем случае это «Админка». Записи журнала, при желании можно выгрузить в файл и просматривать его офлайн у себя на компьютере. Для этого нужно просто нажать кнопку «Загрузить файл журнала».

Следующая кнопка «Параметры компонента» в панели управления Akeeba Backup отвечает за настройку параметров самого компонента. Настройки параметров расположены в четырёх вкладках: «Права», «Резервное копирование с сайта», «Обновление» и «Безопасность».

Параметры компонента Akeeba Backup

На вкладке «Права» настраиваются права доступа к использованию компонента. По умолчанию всеми правами обладает «Суперпользователь», «Администратор» имеет доступ к компоненту, но не имеет прав для его настройки и использования. Все остальные пользователи не имеют доступа к компоненту. Ничего не меняем.

На вкладке «Резервное копирование с сайта» задаются параметры, нужные для настройки резервного копирования по расписанию. О них я расскажу ниже, в этой же статье.

На вкладке «Обновление» выключаем опцию «Обновлять только релизы для разработчиков». Опцию же «Минимальная стабильность релиза для уведомлений об обновлении» выставляем в положение «Stable».

На вкладке «Безопасность» ничего не меняем. По умолчанию шифрование должно быть включено.

Последняя кнопка в группе «Основные операции» служить для обновления программы. Для работы с обновлениями нужна поддержка curl в PHP. Пример включения поддержки curl в модуле PHP на хостинге рассматривается во второй части этой статьи. Как только выйдет новая версия компонента вид кнопки будет такой:

Akeeba Backup обновление

Нажимаем эту кнопку и запускаем обновление Akeeba Backup. У меня с обновлением этого компонента никогда не было проблем.

В панели управления Akeeba Backup ниже группы «Основные операции» расположена группа «Извлечь данные из архива», состоящая из двух кнопок: «Исключить файлы и папки» и «Исключить таблицы базы данных». С помощью первой из них можно запретить включать в резервную копию, какие либо файлы и папки сайта.

Исключение файлов и папок Akeeba Backup

Вторая кнопка отвечает за исключение из резервного копирования, каких либо таблиц базы данных.

Akeeba Backup исключение таблиц

Использовать возможности исключения файлов, папок и таблиц следует крайне осторожно, в противном случае восстановится не работоспособный сайт.

В этой части статьи мы рассмотрели установку и настройку компонента Akeeba Backup, создали резервную копию сайта. В следующей части рассмотрим настройку создания резервных копий по расписанию.

 

Об авторе:

ZolkinМеня зовут Андрей Золкин. Из более, чем пятнадцати лет работы в сфере информационных технологий, десять лет работаю с системами, базирующимися на открытом исходном коде. На страницах сайта Aitishnik.Ru веду блоги по CMC Joomla и Debian GNU/Linux.

 

Ещё статьи о Joomla 2.5